Чем русские крестьяне занимались в деревнях зимой.
- Чем русские крестьяне занимались в деревнях зимой.
- Какие признаки характерны для семьи в древнерусском государстве. Щапов Я.Н. Брак и семья в Древней Руси
- Что ели крестьяне. Мясо и птица
- Чем занимались крестьяне в 19 веке. Просмотр содержимого документа «Жизнь и быт крестьян в XIX веке.»
- Чем занимались женщины зимними вечерами в Древней Руси. Зимний труд
- Чем занимались крестьяне летом. Рассказ о жилище и хозяйстве крестьянина
- Чем занимались женщины зимними вечерами на Руси. Что делали русские крестьяне зимой?
- В домах крестьян была печь которая топилась по-черному, что это значит. Русская печка по-черному
Чем русские крестьяне занимались в деревнях зимой.
Чем заняться зимой
Это только в последние годы зима в наших широтах приходит в лучшем случае с первых чисел декабря, а в дореволюционной средней России она наступала с 7 октября, дня св. Сергия и горе было тому, кто к этому дню не успевал закончить сбор урожая. Для земледельца с этого дня и до весны наступала новая жизнь, полная своих трудностей и праздников.
Грязное дело
Когда поздней осенью перезревшие, мёртвые, не раз битые дождём стволики льна или конопли достаточно высыхали и были пригодны для дальнейшей обработки, их начинали мять на специальных деревянных колодах. Затем, будущую кудель трепали и тщательно вычёсывали, разбирая по сортам: что-то шло на верёвки, а что-то и на тонкие полотна для будущих нарядов. Пряли в любой сезон и в любую свободную минуту, а вот обминать и трепать собирались в начале зимы, чтобы потом не возвращаться к пыльным грудам подгнившей костры – мусора, который отделялся от длинных волокон и сыпался на земляной пол сарая такими кучами, что ими ещё можно было долго топить им печи, дымя, правда, на всю округу. Н а зиму прятались подальше нитки для вышивания и узорного ткачества, да и сами кросна, ведь световой день становился короток, при лучине оставалось только шить и прясть.
Прялки и санки
Время, которое освобождалось от полевых работ, мужчины тратили с пользой и умом. Заезжая в лес за дровами и хворостом, подыскивали хорошую древесину для мебели и построек. Особенно ценными были деревья с мощными корнями, которые образовывали со стволом прямой угол. Из такого можно сделать цельную корневую прялку или швейку, сломать их было почти невозможно. После отсечения всего лишнего, корень становился донцем, куда садилась рукодельница, а ствол – лопастью или столбиком для поддержки ткани, а то и рогаткой для вязания сетей. Похожая технология существовала и для лавок, когда срубали подходящую часть ствола сосны, распиливали его вдоль и подрубали сучки так, чтобы они были одинаковой длины. Выходило, что лавка стоит на полу сама собой, сделанная без гвоздей, расшатать такую невозможно. Из плотничества никогда не делалось секрета, этим занимались все понемногу. Резали украшения и утварь, рубили избы всегда сами, хорошо ли получалось, плохо ли. Ну а тех, кто умел гнуть полозья и делать лёгкие красивые саночки, или просто любил на них прокатиться, ждала ярмарка, начинавшаяся в конце ноября, куда лучшие мастера привозили свои деревянные шедевры. Прощание с разбитыми дорогами, где каждый год утопала очередная проложенная гать, с изнурительной тележной тряской делало приход зимы ещё чуть более желанным, ведь впереди были быстрые и весёлые санные путешествия.
Наниколимся?
Некоторое время, собранное и частично уже обмолоченное зерно отдыхало. Затем, самую всхожую рожь проращивали, и получали солод, который шёл на изготовление хлеба, кваса и пива. Русское северное пиво, традиции, связанные с ним и технология варки имеют массу отличий от западных.
Во-первых, для соложения брался не ячмень, а рожь, которая возделывалась чаще любых других культур.
Во-вторых, варка сусла была делом коллективным. Зерно собиралось со всей деревни, за всеми этапами можно было понаблюдать каждому. Тяжелее всех приходилось тем, кто проводил саму варку, ведь нужно было без термометров, на открытом огне поддерживать определённую температуру, иначе, все старания пропадут даром и есть риск быть сильно и больно побитым за упущение. Густое сладкое сусло, которое сливали в вёдра из огромного «шана», раздавали детям, старикам и больным, оно считалось исключительно вкусным и целебным напитком.
К празднику Николы Зимнего пиво созревало и начинался русский «Октоберфест», отсюда и случайно обнаруженное этнографами слово «наниколиться» . Это третье отличие, ведь Николу отмечают в декабре. Может, за то и получил именно этот святой такую любовь и почитание, что открывал двери последующим зимним праздникам, когда даже уборка в доме строго запрещалась.
Какие признаки характерны для семьи в древнерусском государстве. Щапов Я.Н. Брак и семья в Древней Руси
Заглянуть в жизнь древнерусского населения, причем в такую скрытую от посторонних глаз ее сторону, как семейная жизнь, и интересно и небесполезно в научном отношении. Но сделать это трудно. Насколько позволяют немногочисленные источники, постараемся все же выяснить, что представляли собой семья и брак во времена Киевской Руси. В русском средневековье известны два основных типа семьи с переходными стадиями между ними. Малая семья, состоявшая из супругов и их детей, еще не вступивших в брак, жила в отдельном небольшом жилище, имела свое хозяйство и была первичным производственным коллективом. Наряду с ней существовала и большая семья, или «род», как ее называют источники. Эта семья состояла из стариков — родителей, их сыновей с женами и внуков. Малая семья выделялась из состава большой. Возникновение ее было вызвано повышением производительности труда и достаточной рентабельностью небольшого хозяйства. Но малая семья оказывалась менее стойкой в борьбе с силами природы, в социальных столкновениях с более зажиточными и сильными семьями, а также с властью формировавшегося феодального государства, облагавшего население данями, судебными штрафами и пошлинами. Роль большой семьи в древнерусском обществе не совсем ясна. Члены большой семьи были связаны между собой общностью политических и имущественных прав, например, наследования выморочного (не имевшего прямых наследников) имущества; права наказания убийцы (это право было затем отнято государственной властью). Большая семья была экзогамна: между ее членами, даже троюродными братьями и сестрами, были запрещены браки. Члены большой семьи не обязательно жили под одной кровлей. Трудно проследить роль этой семьи как производственного коллектива. В таком качестве она выступала, очевидно, прежде всего там, где население, переселившееся со старых земледельческих территорий на новые, лесные, было вынуждено первоначально осваивать эти земли большими коллективами. Затем вновь возобладали малые семьи.
Что ели крестьяне. Мясо и птица
Для большинства крестьян мясо было роскошью. Его употребляли очень редко – в праздники, на свадьбу или другие торжества. Интересно, что даже в зажиточных крестьянских хозяйствах, которые порой не уступали современным фермерским, пища была простая, и мясо ели редко. Понятно, что в богатой крестьянской семье, чтобы хотя бы раз в неделю есть мясо, нужно колоть барана. Несложно подсчитать, что за год пришлось бы заколоть от 30 до 40 баранов, семьи-то по числу ртов были больше, не в пример нынешним. Такой расход скотины себе мало кто мог позволить.
Чем занимались крестьяне в 19 веке. Просмотр содержимого документа «Жизнь и быт крестьян в XIX веке.»
Жизнь и быт крестьян в XIX веке
Выполнила: учитель истории Князева Е. И.
Правовое положение крестьян
Крестьяне в первой половине XIX в. делились на две основные сословные категории — помещичьи и государственные. Помещичьи крестьяне составляли самую большую по численности категорию крестьянства. Помещик полностью распоряжался жизнью крестьян. Их покупали и продавали, били и наказывали. Крепостное право подрывало производительные силы крестьянского хозяйства. Крепостные не были заинтересованы в том, чтобы хорошо работать. Поэтому промышленность и сельское хозяйство в стране не развивалось.
Крестьянская семья
Крестьянская изба
Крестьянский двор включал избу, хлев, сарай. Основным строительным материалом было дерево. Крыши у изб были в основном покрыты соломой, которая, особенно в неурожайные годы, нередко служила кормом для скота. Для освещения применялась лучина.
Крестьянская печь
Душой всего дома была печь.
Печь занимала почти четверть площади жилища. Она протапливалась несколько часов, но, нагревшись, держала тепло и обогревала помещение в течение суток. Печь служила не только для обогрева и приготовления пищи, но и как лежанка. Нередко в печи, заменявшей баню, парились. Во всех случаях жизни печь приходила крестьянину на помощь. И топить печь приходилось не только зимой, но в течение всего года. Даже летом нужно было хотя бы раз в неделю хорошо вытопить печь, чтобы испечь достаточный запас хлеба.
Труд крестьян
Крестьяне обрабатывали землю,
собирали урожай, ткали полотно,
шили одежду, плели лапти.
Работа на земле, требовавшая больших физических затрат
и опыта, считалась мужской обязанностью. Сеяли рожь, ячмень, пшеницу, овес, гречиху. Крестьяне держали лошадей, коров, овец, реже свиней, а также птицу — кур, уток, гусей.
Пчеловодство
Пища крестьян
Обычной пищей крестьянской семьи была каша, хлеб, овощи, сыр и бобы. Реже ели рыбу, а мясо на столе появлялось только по праздникам. Пили виноградное вино собственного изготовления и домашнее пиво.
Одежда крестьян
Крестьяне в качестве и повседневной, и
выходной одежды носили рубахи и штаны. Поверх одевались сермяги и зипуны. Главной обувью были лыковые лапти.
Чем занимались женщины зимними вечерами в Древней Руси. Зимний труд
Старинная работа зимой
Долгими зимними вечерами женщины пряли нитки из льняной и шерстяной пряжи. Работа эта монотонная, требует терпения, усидчивости, мастерства. Учились такой работе с детства. Побываем-ка с тобой на старинных молодёжных посиделках.
Пряхи собирались вместе в доме у одинокой старушки — работать да песни петь. В благодарность юноши ей дров привезут и наколют, картошки в погреб засыпят, мешок мучицы в амбар поставят. Летом сена для коровы накосят, а девушки уберут урожай в поле. Старушке — помощь, молодёжи — радость!
Прядут пряхи, песни поют, в окошко поглядывают. А с улицы тоже доносится звонкая песня. Это юноши идут на посиделки к девушкам. Они вдоволь наработались за день каждый на своём подворье: заботились о животных, чинили упряжь для лошадей, готовили орудия для весенних работ в поле.
Войдут молодцы, сядут у двери, смотрят — кто прилежнее из девушек работает. Лучших приглашают поплясать и попеть вместе с ними. Тут же в доме ребятишки — смотрят, учатся: как работать, как плясать, как песни петь.
Заботимся об урожае
А теперь перенесёмся в наши дни. С осени в особых помещениях хранятся овощи, фрукты и зерно. Вырастить и вовремя убрать урожай — это ещё не всё. Надо суметь сохранить его!
Люди следят за тем, чтобы в зернохранилище было сухо и прохладно. Время от времени зерно перемешивают, чтобы оно проветривалось. Особенно хорошие условия для хранения зерна созданы в современных зернохранилищах — элеваторах.
Заботимся о домашних животных и родном доме
Домашних животных зимой держат в помещениях. Люди стараются, чтобы на фермах было тепло, сухо, светло. Зимой нужно заботиться и о тех наших питомцах, которые живут в квартире вместе с нами. Четвероногим друзьям надо добавлять в пищу витамины. Многим собакам нужна особая одежда для прогулок. Иначе они, как и люди, могут простудиться и заболеть. Кошки ищут зелёные витамины среди комнатных растений. Поэтому для своих пушистых любимцев в ящиках можно посеять овёс или пшеницу.
Пройдём зимой по улице города или села. Понаблюдаем, как убирают снег, чтобы он не мешал движению пешеходов и транспорта. После оттепелей, в гололедицу, можно увидеть, как дороги и тротуары посыпают песком, чтобы обезопасить движение. А здесь наш путь преградили канаты с яркими флажками. Это значит, что рядом с крыши дома рабочие скалывают сосульки или сбрасывают снег. Ведь когда крыша чистая, по тротуару можно идти без опаски.
А теперь узнаем, что делают люди дома. Комнатные растения зимой поливают реже и не так обильно. Однако среди них есть такие, которые радуют нас своим цветением даже в лютый мороз. Их необходимо удобрять и хорошо поливать. Всем растениям зимой нужны тепло и свет. А холодный сквозняк им вреден.
Зимой дома можно посеять укроп, петрушку, горчицу, посадить лук в банках с водой. Это — хорошее витаминное подспорье для всех членов семьи.
В старину зимой пряли, заботились о домашних животных, готовили орудия для весенних работ в поле. Как и прежде, в наши дни зимой люди заботятся о сохранении урожая, ухаживают за домашними животными и комнатными растениями. В городах и сёлах поддерживают улицы в порядке для безопасности людей.
Чем занимались крестьяне летом. Рассказ о жилище и хозяйстве крестьянина
Обновлено
Быт крестьян
Жизнь и быт крестьян на Руси зависели от местности, в которой они проживали. Дом был значительно утеплен в северных районах, в то время как на юге обходились мазанками. Расположение на приграничных или вновь осваиваемых территориях сопровождалось вражескими набегами. Кроме того, у каждой губернии встречаются свои традиции, которые позволяют отличать жителей разных регионов.
Но в целом образ жизни крестьян в России в 16-19 веке был очень похож. (Подробнее о категориях крестьян)
Дом
Центром крестьянского дома была каменная печь . Вокруг нее ставили стены из бревен (сосна или ель). Пол земляной. На него для тепла клали половики.
В конце 16 века у избы появились сени . Входя с улицы, крестьянин попадал в небольшую «холодную» комнату, тут хранили продукты и прочее. И только потом в само жилище. В сенях не было окон. Это усовершенствование помогало сохранить в доме тепло.
В избе окна были обтянуты бычьим или рыбьим пузырем. Стекло было большой редкостью. Окна служили еще и дымоходом, располагаясь повыше.
Печь топили по-черному , дым уходил в отверстие в потолке и окна. Во-первых, так лучше прогревался дом. Во-вторых, стены покрывались черным налетом сажи и копоти, который забивал щели в стенах: насекомые летом не ползут, а зимой ветер не продувает. Щели в стенах дополнительно забивались мхом или соломой. Считалось, что изба так сохранится на более долгий срок, ведь покрытые сажей стены не гнили. К тому же печь требовала меньше дров при таком способе растопки.
Позволить себе топить по-белому могли только зажиточные крестьяне. Бедняки смогли это лишь к концу 18 века.
В печи готовили еду и мылись, бани были не у всех. Русская печь, которую топили круглый год, использовалась. как спальное место.
Освещалась изба лучиной, которую втыкали возле печки в специальную подставку. Под лучину ставили плошку с водой или землей, чтобы не случилось пожара от случайно упавшего уголька. В основном с темнотой все ложились спать.
Внутреннее убранство дома
Убранство дома скудное. Наискосок от печи – красный угол , где располагалась икона. Заходя в дом, взгляд падал именно на иконы. Вошедшие крестились, а лишь потом здоровались с хозяевами.
С одной стороны печи располагалась « женская часть », где женщины готовили и занимались рукоделием. Большой стол, за которым проходила трапеза, стоял по центру, количество посадочных мест было рассчитано на всю семью. С другой стороны печки находились инструменты и лавка для мужских работ .
Лавки стояли вдоль стен. На них спали, укрываясь домоткаными полотнами, шкурами. В крышу вбивали кольцо, на которое обычно вещали люльку с ребенком. Занимаясь рукоделием, женщина качала люльку.
Обязательный атрибут крестьянского дома – сундуки со скарбом. Они могли быть деревянными, обитыми кожей или металлическими пластинами. Для каждой девочки собирался свой отдельный сундук с приданным.
Посуда в доме была двух видов: глиняная, в которой готовили, и деревянная, из которой ели. Металлическая посуда была большой редкостью и стоила немалых денег.
Двор
Во дворе располагались хозяйственные постройки : сарай, загон для домашнего скота (хлев). В 16-17 веке в северных районах приобрело популярность строительство двух ярусного сарая: снизу находились животные, а на втором ярусе хранилось сено, рабочий инвентарь.
Зимой часто приходилось брать скотину прямо в дом, чтобы уберечь от морозов.
Обязательная постройка – подпол . Ямка в земле, которую накрывали крышкой. В нее складывали продукты, чтобы не портились в тепле. В холодное время года продукты можно было хранить в сенях в мешочках, или на улице.
Обязательно во дворе был огород , на котором работали женщины и дети. Выращивали овощи: репа, свекла, морковь, капуста, редька, лук. В зависимости от региона могли выращивать ягоды или фрукты.
Картофель, горох, рожь, овес, ячмень, пшеницу, полбу, ярицу, сорицу, просо, чечевицу, лен, коноплю сеяли на поле . Так же засевали однолетние и многолетние травы.
Рыбу, выловленную в реке, запасали в соленом и сушеном виде.
Пища
Все крестьяне соблюдали церковный пост. Чаще всего на их столе были овощи, хлеб и каша. Рыба в разрешенные дни. А мясные блюда ели в основном по праздникам.
Обычные блюда в каждой крестьянской семье: щи из капусты с салом да черный хлеб, квашенная капуста с луком, постная похлебка, редька или свекла с растительным маслом. Пареная репа, ржаной пирог с репой. Мясо да пироги из белой муки (редкость) по праздникам. Каша с маслом.
Из молока производили молочные продукты, которые тоже употребляли в пищу в разрешенные постом дни.
Пили чай на травах, квас, медовуху, вино. Из овса готовили кисель.
Самым ценным продуктом считалась соль, поскольку она позволяла заготавливать мясо и рыбу, не позволяя им испортиться.
Чем занимались женщины зимними вечерами на Руси. Что делали русские крестьяне зимой?
В холодное время года большинство крестьян в деревнях находили себе множество полезных занятий, чтобы хоть как-то улучшить свой нелегкий быт. Отсутствие хлопот в огороде не означало, что людям нечем было заняться. Зима всегда являлась временем, когда жители деревень могли переделать дела, на которые у них летом просто не было времени.
Холодными русскими зимами большинство мужчин плотничали, ведь вся мебель в доме изготавливалась своими руками. К этому ремеслу отцы приучали сыновей еще с раннего детства, чтобы те в будущем смогли обеспечить себя и свои семьи самыми необходимыми вещами: лавками, столами, хозяйственной утварью. Многие мужики умели делать сани, которые отлично продавались потом на ярмарках.
×
Зимой глава семьи обычно ездил в лес за дровами, ведь печки требовали большого их количества. Даже имея запасы дров, редко какой мужик сидел дома в ясную морозную погоду. В лесу можно было найти много чего интересного для кустарного изготовления мебели и не только. Так особенно ценились прялки, которые делались не из древесины, а из корней деревьев. Это сейчас нам непонятно, почему это приспособление для изготовления нитей так сильно ценилось нашими предками, а тогда прялка была в каждом доме. Вместо работы в огородах женщины брали шерсть, состриженную со своей скотины, и пряли из нее нитки.
Помимо шерсти женщины пряли нитки и изо льна, чтобы затем ткать из них полотно. Из шерстяных нитей вязали носки, варежки и другие теплые вещи. В семьях, где было много детей на вязание уходило все свободное от обычных хлопот время. Поэтому очень важно было иметь у себя в доме хорошую прялку. Интересно, что это приспособление в народе называли «корневухами», ведь самая лучшая прялка изготавливалась из цельного корня березы или сосны.
Как мальчики с детства начинали плотничать, так и маленькие помощницы с юных лет приучались к этому ремеслу. Выходя замуж девушка всегда брала с собой прялку, которая входила в обязательный список приданного.
Помимо хозяйственных забот люди с нетерпением ждали зимних праздников, когда народ мог ненадолго забыть о тяжелом труде. Так на Коляду веселые ряженные обходили все избы в деревне, где их угощали пирогами, сладостями и хмельными напитками. Свои костюмы ряженые готовили к празднику заблаговременно. Хозяева с нетерпением ждали колядующих, ведь сам древний обычай колядование – был призван принести в дом благополучие и защитить живущих здесь от всех бед и несчастий. Кроме того, колядовать было весело и интересно!
Чтобы было еще веселее, перед праздниками начиналось приготовление сусла для хмельного пива. Рожь собиралась из каждого деревенского дома, а затем проращивалась. Изготовлением сусла занимались только самые ответственные люди, которые умели на глаз поддерживать нужную температуру будущего хмельного напитка. Как только сладкое и густое сусло было готово, его начинали раздавать всем жителям деревни. Особенно щедро одаривали стариков и детишек, считалось, что этот напиток обладал целебными свойствами. Само же пиво созревало к празднику Николы зимнего, после чего и начиналась его праздничная дегустация с веселыми плясками и песнями.
В домах крестьян была печь которая топилась по-черному, что это значит. Русская печка по-черному
Русские – жители тайги – создали свой особый стиль жизни, другую цивилизацию, основа которой – дом с особой русской печью, благо древесины для строительства дома и отопления в тайге хватало. Кладка печей в России исстари находилась на высоком техническом уровне. Об этом свидетельствует конструкция курного (без дымовой трубы) очага, который широко применялся в Древней Руси. Такой очаг стал прообразом совершенного универсального устройства, известного под названием «русская печь». Сначала русские печи топились по-черному, отчего избы назывались курными.
Первоначально русские печи были глинобитными и не имели трубы. Но уже в Древней Руси в Х в. были русские печи из кирпича, с кирпичной трубой. А возраст печи по-черному, по всей вероятности, насчитывает несколько тысяч лет. Глинобитные, или «битые» печи надежнее кирпичных, они лучше держат тепло, не отсыревают, не прогорают, с течением времени лишь набирают прочность, превращаясь в единый фигурный кирпич, который разломать трудно даже ломом. Глину на печь брали недалеко от деревни, а иногда, если глинистые слои подходили близко к поверхности земли, то и в своем голбчике. Использовали обыкновенную красную глину, пластичную, но не жирную. Старожилы битье печи приурочивали к полнолунию, чтобы впоследствии она не трескалась и не отсыревала. Но не только глина используется при кладке печей. Используется раствор, состоящий из 2 третей чистого песка и 1 трети глины. Если будет больше глины, то печь потрескается, если больше песка, то она рассыплется.
Дым из печи поступал в избу, здесь отдавал свое тепло и уже изрядно остывший через специальное волоковое оконце в стене под потолком выходил на улицу. В XIV веке печи в курных избах стали сооружать с деревянной дымовой трубой – дымницей. Дымницы делали из толстых досок, но отходили они не от печи, а на довольно большом отдалении от нее. Через такую дощатую дымницу дым на улицу выводился уже довольно остывший.
Недостаток таких печей в том, что велика вероятность возникновения пожара от искры, поэтому в печи нельзя разводить очень сильный огонь, чтобы не вызвать вылетающих из устья горящих искр. Для этого надо все время следить за интенсивностью горения дров в печи. Топить печь по-черному – большое искусство, требуется большой навык. Хозяйка, не умеющая топить такую печь, и сама от дыма в избе могла задохнуться, и домочадцев уморить, а то и вовсе пожар устроить.
А если такую печь по-черному топить с умом и знанием дела, то дым, выйдя через устье из печи, поднимется вверх к потолку и тонким слоем будет двигаться к открытому под потолком волоковому оконцу, отдавая при этом все тепло воздуху в избе. У умелых хозяек в курных ибах даже сажи на потолке не накапливалось, а стены в избе вообще были нисколько не закопченые. Кроме отмеченных недостатков, связанных с пожароопасностью и запахом дыма в доме, у курных изб были и великие преимущества. Горячий воздух и горячий дым из печи весь свой жар отдавали избе, просушивали и согревали воздух, создавали весьма здоровый микроклимат. Воздух, потолок и стены в такой избе дезинфицировались, что было очень важно для борьбы с заразными болезнями, неприятными насекомыми. А подвесив под потолком рыбу или мясо, можно было их закоптить в режиме холодного копчения.
Печка по-черному в Вельском районе Архангельской области. На шестке – глиняные горшки, в которых варили еду, и деревянная квашня для приготовления теста для хлеба. Внизу возле печи ушат (кадушка с ушами для переноски на продетой палке) с водой. Фото с сайта: http://vse-znat.ru/istoriya_poleznich_veschey/ | Курная изба и печь по-черному. Это русская печь, только без дымохода. У нее отдельный от дома фундамент и опечек, а в боку печурки. Загружается печь дровами и горшками через устье, через устье и дым выходит. Стены в избе чистые, закопчен только потолок, значит, хозяйка умелая. |