Я - леди

Верь в мечту

Зимние дела русских крестьян. Что делали русские крестьяне зимой? (5 фото)

13.04.2022 в 15:00

Зимние дела русских крестьян. Что делали русские крестьяне зимой? (5 фото)

В холодное время года большинство крестьян в деревнях находили себе множество полезных занятий, чтобы хоть как-то улучшить свой нелегкий быт. Отсутствие хлопот в огороде не означало, что людям нечем было заняться. Зима всегда являлась временем, когда жители деревень могли переделать дела, на которые у них летом просто не было времени.

Холодными русскими зимами большинство мужчин плотничали, ведь вся мебель в доме изготавливалась своими руками. К этому ремеслу отцы приучали сыновей еще с раннего детства, чтобы те в будущем смогли обеспечить себя и свои семьи самыми необходимыми вещами: лавками, столами, хозяйственной утварью. Многие мужики умели делать сани, которые отлично продавались потом на ярмарках.

×

Зимой глава семьи обычно ездил в лес за дровами, ведь печки требовали большого их количества. Даже имея запасы дров, редко какой мужик сидел дома в ясную морозную погоду. В лесу можно было найти много чего интересного для кустарного изготовления мебели и не только. Так особенно ценились прялки, которые делались не из древесины, а из корней деревьев. Это сейчас нам непонятно, почему это приспособление для изготовления нитей так сильно ценилось нашими предками, а тогда прялка была в каждом доме. Вместо работы в огородах женщины брали шерсть, состриженную со своей скотины, и пряли из нее нитки.

Помимо шерсти женщины пряли нитки и изо льна, чтобы затем ткать из них полотно. Из шерстяных нитей вязали носки, варежки и другие теплые вещи. В семьях, где было много детей на вязание уходило все свободное от обычных хлопот время. Поэтому очень важно было иметь у себя в доме хорошую прялку. Интересно, что это приспособление в народе называли «корневухами», ведь самая лучшая прялка изготавливалась из цельного корня березы или сосны.

Как мальчики с детства начинали плотничать, так и маленькие помощницы с юных лет приучались к этому ремеслу. Выходя замуж девушка всегда брала с собой прялку, которая входила в обязательный список приданного.

Помимо хозяйственных забот люди с нетерпением ждали зимних праздников, когда народ мог ненадолго забыть о тяжелом труде. Так на Коляду веселые ряженные обходили все избы в деревне, где их угощали пирогами, сладостями и хмельными напитками. Свои костюмы ряженые готовили к празднику заблаговременно. Хозяева с нетерпением ждали колядующих, ведь сам древний обычай колядование – был призван принести в дом благополучие и защитить живущих здесь от всех бед и несчастий. Кроме того, колядовать было весело и интересно!

Чтобы было еще веселее, перед праздниками начиналось приготовление сусла для хмельного пива. Рожь собиралась из каждого деревенского дома, а затем проращивалась. Изготовлением сусла занимались только самые ответственные люди, которые умели на глаз поддерживать нужную температуру будущего хмельного напитка. Как только сладкое и густое сусло было готово, его начинали раздавать всем жителям деревни. Особенно щедро одаривали стариков и детишек, считалось, что этот напиток обладал целебными свойствами. Само же пиво созревало к празднику Николы зимнего, после чего и начиналась его праздничная дегустация с веселыми плясками и песнями.

В домах крестьян было печь которая топилась по-чёрному, что это значит. Почему на Руси избы топили по-черному?

В интернете появляется много статей, которые выставляют древнюю историю России не в самом лучшем свете. Это сделано с целью укоренить в наших умах, что наши предки были не образованными людьми и всеми достижениями мы обязаны западному миру. Не всегда это происходит за счет откровенной лжи, иногда просто изменяют предназначение некоторых вещей, которыми пользовались наши предки. Одной из таких историй, является отопление, когда в избах топили по-черному и не пользовались дымоходом.

Зимние дела русских крестьян. Что делали русские крестьяне зимой? (5 фото)

фото предоставлено рекламодателем

Этот факт, который был в действительности преподносят в свете того, что на Руси не было мастеров способных придумать систему с дымоходом и работать с кирпичом. На деле мастера были, а вот истинные причины использования такой системы отопления кроются совсем в другом.

Наши предки уделяли большое внимание своему здоровью, о действенных рецептах и советах можно прочитать на сайте slavmir.tv . Дым от печи также являлся одним из источников обеззараживания воздуха. В те далекие времена об антибиотиках еще не знали, а горячий дым убивал большинство бактерий и вирусов в воздухе. Стоит отметить, что после запрета Петра 1 на отопление домов по-черному в столице резко возросло число простудных заболеваний.

Еще одной причиной использования такого метода являлось его эффективность. Горячий дым, который выходил из маленькой глинобитной печи, которая к слову с каждым годом становилась только крепче, на пути к потолку полностью отдавал свое тепло и выходил на улицу холодным. Это позволяло значительно экономить дрова, да и зимы на Руси холодные. Именно по этой причине избы строили из древесины, а не из кирпича, так как дерево лучше сохраняет тепло.

Кроме того, заботились наши предки и о пожарной безопасности. В те времена почти все крыши делали из сухой соломы, которая является легко воспламеняемым материалом. Использование дымохода могло стать источником горячих искр, а его отсутствие исключало такую возможность, так как через специальное отверстие в потолке выходил уже холодный дым.

Было и дополнительное применение. Дым позволял закоптить продукты и увеличить их срок службы, а также позволял сушить и обеззараживать вещи.

В домах крестьян была печь которая топилась по-черному, что это значит. Русская печка по-черному

Русские – жители тайги – создали свой особый стиль жизни, другую цивилизацию, основа которой – дом с особой русской печью, благо древесины для строительства дома и отопления в тайге хватало. Кладка печей в России исстари находилась на высоком техническом уровне. Об этом свидетельствует конструкция курного (без дымовой трубы) очага, который широко применялся в Древней Руси. Такой очаг стал прообразом совершенного универсального устройства, известного под названием «русская печь». Сначала русские печи топились по-черному, отчего избы назывались курными.

Первоначально русские печи были глинобитными и не имели трубы. Но уже в Древней Руси в Х в. были русские печи из кирпича, с кирпичной трубой. А возраст печи по-черному, по всей вероятности, насчитывает несколько тысяч лет. Глинобитные, или «битые» печи надежнее кирпичных, они лучше держат тепло, не отсыревают, не прогорают, с течением времени лишь набирают прочность, превращаясь в единый фигурный кирпич, который разломать трудно даже ломом. Глину на печь брали недалеко от деревни, а иногда, если глинистые слои подходили близко к поверхности земли, то и в своем голбчике. Использовали обыкновенную красную глину, пластичную, но не жирную. Старожилы битье печи приурочивали к полнолунию, чтобы впоследствии она не трескалась и не отсыревала. Но не только глина используется при кладке печей. Используется раствор, состоящий из 2 третей чистого песка и 1 трети глины. Если будет больше глины, то печь потрескается, если больше песка, то она рассыплется.

Дым из печи поступал в избу, здесь отдавал свое тепло и уже изрядно остывший через специальное волоковое оконце в стене под потолком выходил на улицу. В XIV веке печи в курных избах стали сооружать с деревянной дымовой трубой – дымницей. Дымницы делали из толстых досок, но отходили они не от печи, а на довольно большом отдалении от нее. Через такую дощатую дымницу дым на улицу выводился уже довольно остывший.

Недостаток таких печей в том, что велика вероятность возникновения пожара от искры, поэтому в печи нельзя разводить очень сильный огонь, чтобы не вызвать вылетающих из устья горящих искр. Для этого надо все время следить за интенсивностью горения дров в печи. Топить печь по-черному – большое искусство, требуется большой навык. Хозяйка, не умеющая топить такую печь, и сама от дыма в избе могла задохнуться, и домочадцев уморить, а то и вовсе пожар устроить.

А если такую печь по-черному топить с умом и знанием дела, то дым, выйдя через устье из печи, поднимется вверх к потолку и тонким слоем будет двигаться к открытому под потолком волоковому оконцу, отдавая при этом все тепло воздуху в избе. У умелых хозяек в курных ибах даже сажи на потолке не накапливалось, а стены в избе вообще были нисколько не закопченые. Кроме отмеченных недостатков, связанных с пожароопасностью и запахом дыма в доме, у курных изб были и великие преимущества. Горячий воздух и горячий дым из печи весь свой жар отдавали избе, просушивали и согревали воздух, создавали весьма здоровый микроклимат. Воздух, потолок и стены в такой избе дезинфицировались, что было очень важно для борьбы с заразными болезнями, неприятными насекомыми. А подвесив под потолком рыбу или мясо, можно было их закоптить в режиме холодного копчения.

Печка по-черному в Вельском районе Архангельской области. На шестке – глиняные горшки, в которых варили еду, и деревянная квашня для приготовления теста для хлеба. Внизу возле печи ушат (кадушка с ушами для переноски на продетой палке) с водой. Фото с сайта:  http://vse-znat.ru/istoriya_poleznich_veschey/

Курная изба и печь по-черному. Это русская печь, только без дымохода. У нее отдельный от дома фундамент и опечек, а в боку печурки. Загружается печь дровами и горшками через устье, через устье и дым выходит. Стены в избе чистые, закопчен только потолок, значит, хозяйка умелая.

Какие признаки характерны для семьи в древнерусском государстве. Изменение семейно-брачных отношений с принятием христианства

Замечание 1

С принятием христианства и формированием понятия государственности брачно-семейные отношения начали регулироваться не только посредством правового обычая, но и с помощью первейших сводов законов и церковного права.

В княжеских уставах предусматривались преступления против брачно-семейных институтов. При этом, церковь внедряя в повседневность новую форму брака, боролась пережитками языческого прошлого.

  • Согласно положениям, закрепленным в источниках древнерусского права объектом защиты церкви и государства становиться моногамная семья.
  • Члены семьи пользуются их всемерным покровительством.
  • Перед вступлением в брачные отношения будущие супруги обязаны были пройти обряд обручения, а затем уже и венчания.
  • Церковное оформление брака долгое время не могло искоренить прежние брачные обычаи. Ранее свадьбе предшествовала помолвка, или как ее еще называли – сговор. Сговору сопутствовала трапеза, которая проходила в дому родителей невесты. Обязательными блюдами на этом мероприятии были пирог-каравай и сыр.
  • Отказ жениха от брака после помолвки был позорным для невесты. Позор должен был компенсирован денежной выплатой невесте и штрафом в пользу церкви.
  • Порог вступления в супружеские отношения в период древнерусского государства, относительно современных брачных понятий, был низким и составлял 14-15 лет для лиц мужского пола и 12-13 лет для лиц женского поля соответственно.
  • При этом, согласно нормам древнерусского права, обязательным было свободное волеизъявление обеих сторон для признания брака действительным.
  • Положение женщины в семье было приниженным. Это хорошо видно из поучения Владимира Мономаха: «Жену свою любите, но не давайте ей над собой власти».
  • В Древней Руси существовал брачный обряд, свидетельствовавший о подчиненном положении женщины: молодая жена в знак своего подчинения должна снимать мужу обувь.
  • Мужья имели право наказывать своих жен.

Чем занимались крестьяне летом. Снохачество и секс в крестьянских семьях

Порядки в деревне были крайне патриархальными. В деревнях существовали довольно строгие правила, регламентирующие поведение замужних женщин: обычно после замужества женщина переставала ходить на посиделки, ей нельзя было заводить разговор на улице с холостым мужчиной. Женщины не могли вмешиваться в мужские разговоры и высказывать личное мнение по посторонним вопросам. Кое-где считалось предосудительным даже идти по деревне парой: жена должна была идти позади мужа, в трех метрах от него.

Однако к началу XX века гендерные стереотипы и патриархальность начали размываться. В крупных городах и в провинции начали появляться фабрики и заводы, города требовали извозчиков и дворников, официантов и строителей. Отцы семейств все чаще стали отправлять сыновей на работу в город, на отхожие промыслы, как это тогда называлось. Крестьяне при этом не теряли свою связь с деревней: бывало, что летом они работали в поле, а зимой — в городе. Могло быть и так, что дома они появлялись несколько раз в году. В любом случае заработки они отправляли домой, отцу: ведь семья — это не просто родственные узы, а еще и производственная артель. Один сын работает в поле, второй — в городе, и все трудятся на общее благо.

Одновременно при отправке сыновей в город на заработки глава семьи мог преследовать и другие цели. В сексуальном отношении нравы в деревне были невероятно просты, а тотальное подчинение женщин приводило к тому, что они редко могли отказывать мужчинам, чем те пользовались.

Традиционно север России был более строгим, а юг — распущенным, но в любом случае знакомство с сексуальной жизнью у мальчиков и девочек происходило рано. Семьи жили в тесноте, обычно в избе было только одно теплое помещение и, таким образом, отношения между взрослыми были на виду. Игры между подростками часто имели сексуальный подтекст, хвастовство своими подвигами (настоящими и мнимыми) среди парней было тоже обыкновенным делом. Публицист и политик Леонид Весин писал: «В Вятской, Вологодской губерниях по окончанию хороводов молодежь расходится попарно, и целомудрию здесь не придается особого значения». Этнограф Евгений Якушкин сообщал, что «во многих местах на посиделках, беседах и вечеринках по окончанию пирушки девушки и парни ложатся спать попарно. Родители смотрят на вечеринки как на дело обыкновенное и выказывают недовольство, только если девушка забеременеет».

С замужеством сексуальная свобода (если она практиковалась в этой местности) прекращалась. Муж воспринимал жену как собственность, однако, это не значило, что он будет ей верен или что их отношения станут частным делом. Частной жизни в деревне практически не существовало.

Информатор этнографов из Орловской губернии приводил следующий случай: «Муж поспорил, что жена его не посмеет отказаться при всех лечь с ним. Была призвана жена и беспрекословно исполнила требуемое, муж выиграл пари, а мужики даже поднесли  бабе водки “за храбрость”».

При этом бедность в деревне была настолько ужасающей, что женщины могли хвататься за любую возможность заработать денег или получить городские вещи. Известный писатель и агроном Александр Энгельгардт писал: «Нравы деревенских баб и девок до невероятности просты: деньги, какой-нибудь платок, при известных обстоятельствах, лишь бы никто не знал, лишь бы все было шито- крыто, так делают все».

Это же описывается и в известном стихотворении Некрасова «Коробейники»: бродячий торговец, принесший в деревню фабричный ситец, получает оплату от деревенской бабы ночью:

Катя бережно торгуется,

Все боится передать.

Парень с девицей целуется,

Просит цену набавлять.

Знает только ночь глубокая,

Как поладили они.

Расступись ты, рожь высокая,

Тайну свято сохрани!

Этнограф Семенова-Тянь-Шанская рассказывала про случай, когда 20-летний сторож яблоневого сада изнасиловал 13-летнюю девочку, и мать девочки примирилась с ним за 3 рубля. В ряде сел Орловской губернии существовал обычай почетным гостям, например, волостному писарю или купцу, предлагать своих жен или даже невесток, если сын был в городе на заработках. При этом крестьяне могли и брать плату с гостей за оказанные услуги. Приводились свидетельства, что бедные крестьяне могли расплачиваться за свои долги собственными женами.

Источник: https://iamledi.info/novosti/chem-russkie-krestyane-zanimalis-v-derevnyah-zimoy

Чем занимались крестьяне в 19 веке. ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯН В КОНЦЕ XIX ВЕКА.

К концу XIX века проблемы выкупа помещичьих земель оставались ещё тяжелым бременем примерно для 35% крестьян, именно для бывших до реформы 1861 года крепостными . Кроме крепостных , до 1861 года были ещё государственные крестьяне (жившие на казённых землях, их было 45% от общего числа) и удельные крестьяне (на землях императорской фамилии). Забегая несколько вперёд, напомню, что все проблемы выкупов были окончательно решены (через их списание) только в 1906—1907 гг. Таким образом, к концу XIX века процесс становления крестьян-собственников хотя и значительно продвинулся, но ещё не был завершён. В этом деле Россия отставала на 50 и более лет от развитых стран Европы. Значительно ниже чем в Европе были и грамотность крестьян, и агрокультура, и урожайность на полях.

Не была решена ещё и проблема неурожайных лет (недостаточное развитие в России сети железных дорог, которые в Европе уже обеспечивали мобильную переброску запасов зерна), что иногда приводило к массовому голоду во многих неурожайных губерниях. Последний массовый голод в царской России был в катастрофически неурожайном 1891 году — я надеюсь рассказать об этом в отдельной публикации, где сопоставлю массовый голод 1891 года с советскими голодоморами (1920-х, 30-х и 1946 года).

Далее, говоря о проблемах крестьянства конца XIX века, необходимо отметить очень высокую детскую смертность: она была примерно в 2.5 раза выше чем в среднем по Европе. Все эти проблемы стали активно и быстро решаться только в начале XX века, в правление Николая II, и особенно решительно и стремительно в 1907—1917 гг. — в годы т. н. Русского экономического чуда. Я расскажу об этом позже, во второй части этого обзора о жизни крестьян. Здесь же замечу, что сформированные в СССР представления о «тяжёлой беспросветной участи русского крестьянина» всё же очень сильно преувеличены, даже относительно XIX века, не говоря уже о 1907−1917 гг.

Оппоненты часто ссылаются на тексты русских классиков о крестьянстве. Так, по опыту дискуссий о жизни крестьян в царской России знаю, что для доказательства тяжелой их доли нередко вспоминают двенадцать писем из деревни Александра Николаевича Энгельгардта .

Но не будем забывать, что это письма из 1870—80-х годов, а положение крестьян с конца XIX века и до 1917 года быстро улучшалось. Не стоит забывать и о том, что профессор Энгельгардт был близок к народникам (и, собственно, в свою деревню Батищево был сослан в 1870 году в связи со студенческими волнениями, организованными, кстати, главным бесом народников — уже упоминавшимся нами Сергеем Нечаевым). Понятно, что Энгельгардт, когда уделял время описанию жизни крестьян, останавливался прежде всего на бедах русской деревни тех времен. Тем более с исторической точки зрения нельзя назвать отражающими всю полноту жизни крестьян произведения русских писателей, классиков нашей литературы. Некрасов, Толстой, Короленко — они ведь писали именно о том, о чем болела душа, о бедах народных, хотя бы эти беды и касались только самых бедных, самых униженных, самых оскорбленных. А сколько было этих самых бедных? 10−15%? Вряд ли больше 20%. Конечно, и это много, но, если мы занимаемся историей, то давайте изучать положение всех слоев крестьянства, а не только бедноты.

Чем занимались русские крестьяне зимой. Что делали русские крестьяне зимой?

В холодное время года большинство крестьян в деревнях находили себе множество полезных занятий, чтобы хоть как-то улучшить свой нелегкий быт. Отсутствие хлопот в огороде не означало, что людям нечем было заняться. Зима всегда являлась временем, когда жители деревень могли переделать дела, на которые у них летом просто не было времени.

Холодными русскими зимами большинство мужчин плотничали, ведь вся мебель в доме изготавливалась своими руками. К этому ремеслу отцы приучали сыновей еще с раннего детства, чтобы те в будущем смогли обеспечить себя и свои семьи самыми необходимыми вещами: лавками, столами, хозяйственной утварью. Многие мужики умели делать сани, которые отлично продавались потом на ярмарках. Зимой глава семьи обычно ездил в лес за дровами, ведь печки требовали большого их количества. Даже имея запасы дров, редко какой мужик сидел дома в ясную морозную погоду. В лесу можно было найти много чего интересного для кустарного изготовления мебели и не только. Так особенно ценились прялки, которые делались не из древесины, а из корней деревьев. Это сейчас нам непонятно, почему это приспособление для изготовления нитей так сильно ценилось нашими предками, а тогда прялка была в каждом доме. Вместо работы в огородах женщины брали шерсть, состриженную со своей скотины, и пряли из нее нитки.

Помимо шерсти женщины пряли нитки и изо льна, чтобы затем ткать из них полотно. Из шерстяных нитей вязали носки, варежки и другие теплые вещи. В семьях, где было много детей на вязание уходило все свободное от обычных хлопот время. Поэтому очень важно было иметь у себя в доме хорошую прялку. Интересно, что это приспособление в народе называли «корневухами», ведь самая лучшая прялка изготавливалась из цельного корня березы или сосны. Как мальчики с детства начинали плотничать, так и маленькие помощницы с юных лет приучались к этому ремеслу. Выходя замуж девушка всегда брала с собой прялку, которая входила в обязательный список приданного.

Помимо хозяйственных забот люди с нетерпением ждали зимних праздников, когда народ мог ненадолго забыть о тяжелом труде. Так на Коляду веселые ряженные обходили все избы в деревне, где их угощали пирогами, сладостями и хмельными напитками. Свои костюмы ряженые готовили к празднику заблаговременно. Хозяева с нетерпением ждали колядующих, ведь сам древний обычай колядование – был призван принести в дом благополучие и защитить живущих здесь от всех бед и несчастий. Кроме того, колядовать было весело и интересно!

Чтобы было еще веселее, перед праздниками начиналось приготовление сусла для хмельного пива. Рожь собиралась из каждого деревенского дома, а затем проращивалась. Изготовлением сусла занимались только самые ответственные люди, которые умели на глаз поддерживать нужную температуру будущего хмельного напитка. Как только сладкое и густое сусло было готово, его начинали раздавать всем жителям деревни. Особенно щедро одаривали стариков и детишек, считалось, что этот напиток обладал целебными свойствами. Само же пиво созревало к празднику Николы зимнего, после чего и начиналась его праздничная дегустация с веселыми плясками и песнями.

Чем занимались женщины на Руси. Остаться в "девках": что на Руси ждало незамужних женщин

Чем занимались женщины на Руси. Остаться в девках: что на Руси ждало незамужних женщин

В старину в России жизнь была не просто тяжелой, но и очень суровой, особенно для женщин. Об этом можно судить по многим художественным произведениям и историческим фактам. Естественно, представительниц аристократии это касалось меньше, чем простолюдинок. Девушкам-крестьянкам жилось намного хуже.

Чтобы скомпрометировать себя, стать изгоем, как оказывается, многого было не надо.

1. Остаться в «девках»

Жизнь девушки, которая по той или иной причине замуж не вышла, становилась настоящим адом / Фото: history.syktnet.ru

Перспектива остаться старой девой не радовала никого. Жизнь девушки, а затем и женщины, которая по той или иной причине замуж не вышла, становилась настоящим адом. Женщины оставались в родительском доме, и родители этому были в основном не рады. Когда же родители умирали, то женщина переходила в качестве «приживалки» в дом к старшему брату.

Там ее ждала вся тяжелая работа, за которую никто и никогда даже «спасибо» не говорил.

Замужние женщины старых дев в свой круг не принимали / Фото: in.pinterest.com

Что касается их сверстниц, которые вышли замуж, то они старых дев в свой круг не принимали, да и с более молодыми незамужними девушками тоже общий язык найти не могли. В итоге они оставались практически изолированными от общества: всеобщие праздники, гуляния, застолья для них были под запретом.

Да и отношение общества в целом было к ним жестоким и беспощадным. Старых дев награждали обидными и злыми прозвищами, причем, в каждой из губерний оно было свое: седые головы, непетое волосье, вековухи, и это далеко не все.

Старых дев награждали обидными и злыми прозвищами: седые головы, непетое волосье, вековухи / Фото: male.mediasalt.ru

Иногда запреты были просто абсурдными. Например, женщины не могли работать со скотом. Считали, что они могут стать причиной появления мертворожденных телят или падежа поголовья. Запрещали им и разговаривать с женщинами, которые носили под сердцем ребенка.

Чем занимались женщины на Руси. Остаться в девках: что на Руси ждало незамужних женщин

В отличие от замужних женщин старые девы не могли надевать повойники, платки, поневу, кокошники и косынки / Фото: holera-ham.livejournal.com

Внешне старые девы тоже отличались от замужних. Они не имели права надевать на себя ту одежду, которую в основном носили замужние: повойники, платки, поневу, кокошники, косынки. Но и в яркие одежды они тоже не могли нарядиться. В итоге женщина имела непонятный вид.

Одним словом девочка-старуха. Еще и слухи распространялись. Говорили, что вековухи сознательно портят урожай и приближены к Сатане. Но и замужним женщинам тоже доводилось всегда быть настороже. Их положение хоть и было лучше, но достаточно шатким.

2. «Опростоволоситься» – это как

Чем занимались женщины на Руси. Остаться в девках: что на Руси ждало незамужних женщин

Каждой девушке в день свадьбы обязательно покрывали платком голову, что показывало ее новый статус / Фото: 10by10.ru

Каждой девушке в день свадьбы обязательно покрывали платком голову, что показывало ее новый статус. С этого момента она не могла ходить с непокрытой головой, без головного убора – кокошника, косынки, платка. Если вдруг на людях женщина появлялась без платка, она сразу же подвергалась не одобрению со стороны общественности.

В глазах деревенских жителей она была почти преступницей. Отсюда и пошло слово «опростоволоситься». Кстати, правило работало не в сторону самой женщины, а того человека, кто с ее головы сорвал головной убор.

Чем занимались женщины на Руси. Остаться в девках: что на Руси ждало незамужних женщин

Молодым девушкам, поведение которых до свадьбы было слишком вольным, могли попросту приказать косу расплести / Фото: news.noteru.com

На Севере России существовал и другой обряд, который тоже был связан с покрытием головы. Молодым девушкам, поведение которых до свадьбы было слишком вольным, могли попросту приказать косу расплести, а на голову надеть повойник. Естественно, торжественного покрытия головы, как это происходило на свадьбе, в таком случае не было. Ну а так как расплеталась коса и надевался повойник девушкой самостоятельно, ей давали презрительное и очень обидное прозвище – «самокрутка».

Если смотреть на это с точки зрения нашего времени, то проступки и вольности девушки были абсолютно безобидными.

3. Снохачество

Чем занимались женщины на Руси. Остаться в девках: что на Руси ждало незамужних женщин

Выбирая невесту для сына, отец, в первую очередь ее искал для себя / Фото: rasskazchic93.livejournal.com

Нередко жертвой общества становились те, кому довелось испытать достаточно много бед. Снохачество – еще один презираемый обычай, существовавший в царской России. Суть проста. Выбирая невесту для сына, отец, в первую очередь ее искал для себя. То есть муж практически сразу после свадебного застолья уезжал в город работать, а молодая жена (сноха) оставалась со свекром.

Отказаться от сожительства со свекром девушка, исходя из своего положения в обществе, не могла в принципе / Фото: perunica.ru

Отказаться от сожительства со свекром девушка, исходя из своего положения в обществе, не могла в принципе. У нее просто не было такого шанса. Распространенным такой обычай был практически до революции. Ну а если об этой связи узнавали посторонние, и свекор, и невестка покрывались позором, который смыть было уже невозможно.

Чем занимались женщины на Руси. Остаться в девках: что на Руси ждало незамужних женщин